Эксперты обнародовали уникальные документы и новые факты, связанные с трагедией на перевале Дятлова. Все материалы – результаты многолетнего исследования. Помогло ли это приблизиться к разгадке тайны гибели туристов, в интервью "России 24" рассказал заместитель начальника управления Генпрокуратуры РФ в Уральском федеральном округе Андрей Курьяков.
- По сути, спустя 60 лет из 75 версий осталась одна официальная, об этом уже известно по результатам проверки, которую проводила прокуратура: гибель туристов на перевале Дятлова случилась из-за лавины. Что позволило спустя такое количество времени все-таки установить единственную причину?
- Нам позволили новые технологические знания, новые юридические знания, а также полномочия, которые есть у органов прокуратуры. Мы группой сотрудников прокуратуры и Росреестра выехали на перевал, определили точные координаты месторасположения палатки, назначили микроклиматическую экспертизу в Санкт-Петербурге, в государственной обсерватории, установили абсолютно точно погодные условия, которые были на момент аварийного покидания палатки, в момент спуска с горы и так далее. И когда мы обладали точными, закрепленными в соответствии с законом доказательствами, уже смогли делать выводы, создавать 3D модель, назначать экспертизы, которые говорили о поведенческих реакциях группы, о том, почему туристы покинули палатку и так далее. Соответственно, ответ на вопрос – это технологические и юридические знания, которых в 1959 году не было. Но тех данных, которые были собраны прокурорами в 59-м году, было достаточно, чтобы ответить на такие сложные вопросы через 60 лет.
- Догадок было много за это время. И одна из главных – почему все-таки туристы вышли из палатки, но не вернулись к ней, хотя палатка оставалась на месте? Какой ответ был найден на этот вопрос?
- Мы определили погодные условия на склоне горы Холатчахль. Выход из палатки был обусловлен лавиной, которая подтверждается 14 выводами экспертов и экспертных заключений в совершенно разных отраслях. Таким образом, лавина сподвигла туристов покинуть палатку, покинули они ее в течение 12 секунд, мы это тоже проверили. Отошли от палатки на 50 метров. Но оставался главный вопрос, почему они не вернулись обратно. Не вернулись обратно, потому что это была абсолютно темная безлунная ночь, с пургой, и видимость объекта размером с палатку была не более 16 метров. Соответственно, с 50 метров они палатку увидеть не могли. При проведении надзорного эксперимента, мы установили, что, не видя наверху горы объект, к нему подняться невозможно. Соответственно, выход из палатки – лавина. Невозвращение в палатку – абсолютная темень.
- Было огромное количество домыслов, связанных с характером травм, которые получили туристы. Это действительно серьезные травмы, серьезные переломы. Как это объясняется с точки зрения экспертиз, которые были проведены. Почему эти травмы были получены туристами?
- Это очень важный вопрос. Мы назначили девять специальных медицинских экспертиз в рамках прокурорских полномочий. Они были проведены в бюро судебно-медицинских экспертиз в Свердловской области, и, в общем, были сделаны выводы, что все травмы, которые получили туристы, характерны для травм, которые получают группы альпинистов-туристов, попадающих под лавину. Переломы, которые были у трех человек, связаны с воздействием и обтекающим давлением слоя снега 2,5-4 метра на тела после того, как произошла снежная подвижка. На эти вопросы достаточно точно шесть экспертов дали абсолютно одинаковый ответ.
- По сути проверка завершена. Действительно огромная работа была проведена. Главный вопрос наверно: что дальше? Что дальше было сделано? И почему это было своевременно сделать сейчас?
- Проверка проведена, мы нашли и установили, что восточный склон горы Холатчахль лавиноопасен, была подготовлена информация в адрес губернатора Свердловской области и начальника Главного управления МЧС по субъекту, чтобы они уже в рамках своих компетенций принимали меры для безопасности этого склона. А я, в свою очередь, в настоящее время занимаюсь юридической наукой и юридически обосновываю и развиваю те законодательные новеллы, которые были применены для использования не только в проверках для раскрытия таких многолетних тайн, но и для иной прокурорской работы.