Экзотический отдых, за который можно поплатиться жизнью. Россиян, отправляющихся в Танзанию, туроператоры редко предупреждают, что в стране распространена малярия. Уже трое наших граждан, в том числе девочка-подросток, вернувшиеся с острова Занзибар, скончались из-за этой тропической болезни. Причем запас лекарств от малярии есть, но туристы зачастую даже не помнят, что на отдыхе их кусали комары, и не считают нужным сообщить об этом врачам.
Белоснежный песок, голубая вода, редкие животные. Яркий отпуск на Занзибаре – это остров относится к африканской Танзании – для Александра стал последним в жизни.
Через неделю уже в России появились симптомы интоксикации, поднялась высокая температура. Его отец рассказывает: думали – коронавирус. Диагноз поставили за день до смерти.
"Нам буквально сказали: ну вот это малярия. Мы поняли, что лекарств в больнице нет, искали в ближайших городах – нет. Нашли в Москве. Самолётом отправили лекарства, но, к сожалению, сын уже скончался", – говорит Александр Невский, отец погибшего
Малярия передается укусами комаров. Возбудители – простейшие плазмодии. Дозревают в печени. Затем выходят в кровеносную систему. Прикрепляются к эритроцитам и продолжают размножатся, пока оболочки эритроцитов не разорвутся. Это приводит к появлению лихорадки, ознобу и даже гибели человека.
Сегодня малярия эффективно лечится. Если вовремя поставить диагноз. Но настороженность врачей невысокая. В нашей стране все-таки редкость.
"Начиная с 2010 года, примерно порядка 100 -110 случаев в год", – сообщила Марина Федорова, старший научный сотрудник ЦНИИ эпидемиологии Роспортребнадзора.
О малярии не подумал и сам заболевший Александр. В турфирме же заверили: Занзибар – не совсем Африка. Опасных заболеваний там нет.
Так же говорят туристам сейчас и при личной беседе: "На Занзибаре последняя ситуация с малярией была лет 20 назад, то есть они эту проблему решили".
На этом настаивают и официальные представители туриндустрии. Мол малярия – это из континентальной Танзании, куда туристы – в том числе и Александр ездят на сафари.
"Это страна, где действительно можно заразиться малярией, но только не на островной части, куда, в общем-то и выезжают туристы на отдых. Туристы живут в отелях, которые обрабатываются. И даже когда турист туда выезжает, мы рекомендуем средства от комаров", – говорит Наталья Осипова, исполнительный директор Альянса туристических агентств.
Врачи категорически не согласны.
"Занзибар – это часть Танзании, Танзания – это часть тропического острова, это тропический пояс Африки, конечно там есть малярия", – отметил Евгений Морозов, профессор института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивный заболеваний им Е.И. Марциновского Семёновского университета.
Гиды, которые работают на самом Занзибаре – честнее. Признаются – сами болели.
"Была у меня малярия один раз за 11 лет. Это не сильно страшная проблема – здесь есть таблетки, вы пропиваете и в течение нескольких дней вы себя чувствуете не очень комфортно", – рассказал Артем Злобин, гид на Занзибаре.
Так везет не всем. Она заразилась именно на Занзибаре. Мама запомнила, как Даша жаловалась на особенно болезный укус комара на пляже. Дома в Вологде понялась температура. Пока искали причину, стало поздно.
"Когда ее уже увезли в больницу, и она впала в коматозное состояние, было просто поздно и шансов спасти было мало", – говорит Ольга Чашникова, близкий друг семьи Мухиных.
Прививок от малярии – нет. Единственная возможность защититься – начать заблаговременно принимать специальные таблетки.
"Препарат лариам, непатентованное название мефлохин. Только его можно применять для профилактики малярии, но приехав на Занзибар делать это уже поздно. Схема включает применение двух недели до выезда, все пребывание там и две-три недели после возвращения", – пояснил Евгений Морозов.
Препарат – токсичный, назначается только врачом. Может дать осложнение на печень. И с алкоголем совсем не совместим. Кроме того, его еще нужно достать. Аптеки массово препарат не закупали.
Экваториальная Африка – не самое популярное направление у россиян. В это году из-за ограничений Занзибар – чуть ли единственная возможность встретить Новый год на море. Но чтобы вернуться здоровым – маски и перчаток будет недостаточно. Об этом в турфирмах предпочитают молчать.