На границе Литвы с Россией и Белоруссией образовались километровые пробки из грузовиков. Застряли сотни фур с продукцией. Бизнес несет потери, а литовские пограничники заявляют, что всему виной – сбой в компьютерной системе, который никак не получается исправить.
Но так совпало, что лишь пару недель назад Россия стала принимать в Усть-Луге белорусские грузы, пущенные в обход литовской Клайпеды. Литва из-за своей неуживчивости потеряла огромные для себя суммы. И вот сейчас пробки на въезде в Литву выглядят как ответка. Как говорится, в бессильной злобе. Но зря, ведь в перспективе, если так будет продолжаться, можно будет и здесь найти обходные пути.
Вместо рева моторов – только свист походных чайников. Стол – подножка тягача. У Юрия в мини-холодильнике еще яйца остались, но в основном шоферы – на сухом пайке, хранят то, что не портится. Одним движением кабина фуры из кухни превращается в спальню.
Выезда из Белоруссии в Литву ждут около 2 тысяч грузовиков. Только в этом пункте пропуска очередь растянулась на 17 километров. В минусе все: номера белорусские, российские, украинские, казахские, литовские – держат своих же.
Перед КПП стоят уже в три ряда: фуры без грузов белорусские пограничники пускают по отдельному коридору. Теоретически и литовцам пустые машины оформлять проще, но скорость их работы упала минимум вдвое.
В зале белорусской таможни ни намека на очереди: здесь на документы и досмотр – максимум полчаса. Но дальше снова томительное ожидание. Вся территория КПП сейчас – стоянка для машин, перед которыми литовцы должны просто открыть шлагбаум.
Государственная граница Белоруссии. Дальше – нейтральная полоса. Примерно метров 200 до КПП "Медининкай". Весь мост забит грузовиками, уже прошедшими границу. Уже после оформления водители все равно ждут по 7-8 часов.
За час в Литву пустили 7 грузовиков. При норме до 500 машин в сутки. Активно ездят тут только самосвалы и тракторы: литовцы еще и начали реконструкцию своего пункта пропуска, которая рассчитана на 2 года.
Видзы – соседний пункт пропуска, который Литва закрыла полностью. Белорусы предложили перенаправить туда хотя бы часть фур, ведь в выходные их поток еще больше. Ответа от литовцев нет.
Очередь из большегрузов растянулась на много километров, даже не видно, где она заканчивается. В три ряда грузовики стоят на проезжей части, к пограничному шлагбауму можно добраться только по встречке.
Поблизости нет ни магазинов, ни кафе. Вокруг чистое поле, зарастающее мусором. Дальнобойщики, застрявшие в начале пути, подбадривают себя разговорами с близкими.
На официальном сайте Таможенной службы Литовской Республики сообщение о техническом сбое появилось пять дней назад. С тех пор информация о восстановлении компьютерных систем все время меняется. А пока фуры начали оформлять в ручном режиме по бумажным декларациям.
Раймундас привез из Финляндии стройматериалы в Калининград и даже с пустой фурой не может вернуться домой в Литву. В очереди на въезд и машины с продуктами: сырами, рыбой, колбасами.
Все новости дальнобойщики передают друг другу по рации. Но после пятидневного коллапса у границы многие ее уже просто выключили.