"Роскосмос" впервые представил за рубежом ядерный буксир "Зевс", предназначенный для исследования дальнего космоса. 72-й Международный конгресс астронавтики прошел в Дубае в последние дни октября. Перед орбитальным комплексом "Зевс" стоит целый спектр задач: доставка грузов к Луне, полеты к Венере, Марсу и Юпитеру. Есть и военные функции.
Впервые идею использовать энергию атома на космических аппаратах советские ученые Келдыш, Королев и Курчатов высказывали еще в начале 1960-х. С 70-х годов ракетно-космическое предприятие "Энергия" вела разработки космической ядерной энергетической установки. В постсоветское время финансирование работ по созданию корабля с атомным реактором началось в 2010 году. Программа называется "Нуклон", а разрабатываемый ядерный буксир – "Зевс". В 2019 году на Международном авиакосмическом салоне МАКС впервые представили его макет, а на форуме "Армия-2020" – трехмерную графику его работы в космосе.
Дмитрий Конаныхин, автор и ведущий программы "Российский радиоуниверситет" на "Радио России", инженер, писатель: "В отличие от всех людей, скептически относящихся к заявлениям "Роскосмоса", Соединенные Штаты восприняли эту информацию крайне серьезно. Они это отслеживают изо всех сил. Это было еще во время президента Трампа, когда он выпустил директиву № 6, собирая со всех лабораторий и научных центров атомной промышленности США все, что у них есть в наличии, и какими технологиями располагают США именно в области ядерного электрореактивного движения".
За последние 10 лет российские ученые смогли отработать все технологии, включая топливные. И главное – создали двигатели, которые без преувеличения можно назвать революционными. Их главный плюс в огромном сроке непрерывной службы. Достигается это благодаря тому, что двигатели ионные. Они способны разогнать корабль до невиданных ранее скоростей, которые недостижимы при использовании обычных химических двигателей. Что принципиально важно для освоения дальнего космоса.
Конаныхин продолжает: "Это фактически революция в космонавтике. Химические ракеты человечество уже не устраивают. Любые рассказы о колонизации дальних планет с помощью химических ракет – это обречь человечество на медленное перемещение в радиоактивной пустоте первых колонистов или первых пассажиров. А такие машины позволят в несколько раз сократить время перемещения в космосе".
Как следует из документов "Арсенала" (конструкторского бюро, которое занималось разработкой комплекса) "Зевс" можно использовать и в целях военной обороны. В частности, выводить из строя космические аппараты потенциальных противников с помощью электромагнитного импульса. Информации пока немного, она держится в секрете. Ясно лишь, что у ядерного буксира будет много работы.
Космический буксир с ядерной энергоустановкой "Зевс" будет работать на радиационно-безопасной орбите. Проект предусматривает стыковку с космическими аппаратами, их подъем на геостационарную орбиту или орбиту захоронения. С помощью Зевса планируется доставка грузов на Луну. Но этим его миссия не ограничивается. Ядерный буксир собираются использовать для полетов к другим планетам Солнечной системы. Прежде всего, к Марсу.
"Зевс" позволит организовать высокоскоростной канал передачи информации на Землю с поверхности Красной планеты и находящихся на ее орбите космических аппаратов. В перспективе буксир поможет создать российскую базу на Марсе. Его ядерный двигатель станет основой атомной электростанции, необходимой для снабжения марсианской колонии электричеством.
На сегодня испытаны некоторые компоненты ядерного буксира и созданы несколько производственных макетов. Задача ученых – соединить все разработанные элементы в единый комплекс.
Испытания должны закончиться в 2030 году. Тогда же планируется первая полноценная миссия. Причем довольно продолжительная – 50 месяцев. Начнется она с полета на Луну. После длительного разгона от корабля отделится небольшой спутник, затем "Зевс" полетит до Венеры и уже после нее возьмет курс на спутники Юпитера. Все это будет проходить на огромных и невиданных ранее скоростях.